Негативные изменения психической деятельности у части людей в экстремальных ситуациях


Негативные изменения психической деятельности у части людей в экстремальных ситуациях
У части граждан и сотрудников ПОО, не обладающих соответствующими качествами и подготовленностью, попадание в экстремальную ситуацию вызывает негативные (нарушающие психическую деятельность, действия и поведение) изменения (которые часть психологов склонно называть дезадаптивными).

1. Негативные изменения в функционировании основных сфер и компонентов психической деятельности. А).В целемотивационной сфере возникает борьба мотивов, снижение уровня мотивации, усиление роли индивидуалистических, эгоистических, корыстных мотивов, отказ от части социально и профессионально значимых ценностных ориентаций, обострение инстинкта самосохранения, ослабление мотивов достижения цели и подмена их мотивом избегания неудач, отказ от долговременных целей и подчинение поведения сиюминутным интересам, переход на ситуативное поведение - только реагирование на разные факторы, поиск оправданий за сорванные или невыполненные задания. Напряжения в целемотивационной сфере, имеющие сильную социальную и моральную окраску, психологически наиболее тяжелы, не выдерживающий их человек изменяет самому себе, своей совести, ценностям жизни и профессиональной деятельности. Б) В познавательной сфере: ослабевает способность мыслить нормально, ухудшается логичность, сообразительность, скорость мышления, понимание обстановки, находчивость, наблюдательность, сужается внимание (часто до мыслей об опасностях, выживании), преувеличиваются трудности и опасности, возникают провалы памяти, появляются иллюзии, искажается восприятие времени, умножаются поступки побуждаемые верой в приметы и др. В) Часты и разнообразны эмоциональные отрицательные (неприятные) явления: повышенная озабоченность, беспокойство, чрезмерное волнение, раздражительность, «взвинченность», неуверенность, недоверие, подозрительность, тоска, опасения, тревога, боязнь неудачи, страх, чувства бессилия, бесперспективности, обреченности, подавленности, безнадежности, отчаяния, притупление чувств, возникновение безразличия, апатии, заторможенности, недовольства, возмущения, злости, чувства вины, раскаяния, стыда, угрызений совести, горя, стыда, аффектов, ужаса и др. Г) Негативные волевые изменения обнаруживаются в: колебаниях, нерешительности, растерянности, ошеломленности, оцепенении, утрате веры в успех, недооценке своих возможностей, снижении целеустремленной активности, ослаблении настойчивости, упорства, инициативности, появлении боязни ответственности и самостоятельных решений, ухудшении самообладания, утрате смелости, выдержки, стойкости, появлении неорганизованности, метаний, переходе к авантюрным действиям «на авось», возникновении рефлексивного поведения, пассивного подчинения ходу событий, «воле судьбы», уступке инициативы противнику, потере воли к сопротивлению, утрате воли к выживанию, непомерном употреблении алкоголя и др. Д) Неблагоприятные психофизические изменения: появление тремора (дрожания), озноба, выделения пота, сильной усталости, слабости, изнурения, истощения, мышечной «зажатости», оцепенения, суетливости, утраты координации движений, боли, неприятных ощущений от холода, жары, грязи, промокшей одежды, удушающего воздуха, возникновение головокружения, тошноты, рвоты, обморока, непроизвольное или учащенного мочеиспускание или испражнений («медвежья болезнь») и др.

2. Более значительные негативные изменения в экстремальных ситуациях бывают в форме трудных психических состояний. А) Состояние психологической оглушенности - .затрудненного функционирования сознания человека. Окружающее воспринимается и понимается смутно, словно сквозь туман. Основные достоинства личности человека, положительные стороны его мотивации (патриотизм, долг, ответственность, мораль, честь, личное достоинство и пр.) продолжают регулировать главные параметры его поведение и действия, но временами возникают срывы. Б) Состояние подсознательного автоматизма характерно утратой сознательного самоконтроля за поведением и действиями. Регуляция опускается на подсознательный уровень и активность человека приобретает характер функционирования человека-машины, автомата, реагирующего разрознено на наиболее близкие и кажущиеся наиболее опасными факторы. Сохранению элементарно правильного поведения служат профессиональные навыки. В) Фрустрационное состояние (фрустрация) – возникает при столкновении человека на пути к достижению цели, удовлетворению сильного желания, потребности с непреодолимым препятствием (трудностью), или кажущегося ему таковым. Типичны чувства «крушения надежд», разочарования, растерянности, отчаяния, тоскливой безысходности, разочарования, раздражения, гнева, огромного напряжения, лихорадочного поиска выхода из положения. Фрустрация может разрушать целесообразную деятельность и приводить к подмене ее неадекватными «заменителями»: агрессией, фиксацией (повторением неэффективных способов поведения), отказом, механизмами психологической защиты.

3. Психические расстройства – нарушения психической деятельности, достигающие болезненной степени выраженности. Чаще всего к ним относят: пограничные психические состояния, психогении, реактивные состояния, неврозы.

(А.М. Столяренко)

Литература: А.М. Столяренко. Экстремальная психопедагогика. – М., 2002. Параграф 3.3.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.

Смотреть что такое "Негативные изменения психической деятельности у части людей в экстремальных ситуациях" в других словарях:

  • Экстремальные факторы психогенного риска — Под ЭФ (фактор – причина, движущая сила, к. л. процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты) понимаются различные особенности экстремальных ситуаций, обладающие потенциалом сильного психологического воздействия на человека,… …   Энциклопедия современной юридической психологии